Недавно на фейсбуке мне попалась статья — Нонконформизм. «История русского искусства в 15 картинах». Не буду приводить всю статью, вы сами можете с ней познакомиться по ссылке.
Меня потряс внутренний мир этих непризнанных художников. Которые продолжали писать несмотря на то, что общество их отвергло, они находили в себе смелость продолжать заниматься тем, что считали для себя необходимым. И мне кажется, что это и есть свобода. Свобода и независимость от каких либо обстоятельств. Они просто получали удовольствие от самовыражения и делали это для себя. Они были свободны даже от своего желания будут ли они признаны или нет. И их жизнь, их пример — это посланием нам. На сколько ты предан себе, своей мечте, зову своего сердца?
Нонконформизм. Под этим названием принято объединять представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве Советского Союза 1950-1980-х годов, которые не вписывались в рамки социалистического реализма – единственного официально разрешенного направления в искусстве.
Художники-нонконформисты были фактически вытеснены из публичной художественной жизни страны: государство делало вид, что их просто не существует. Союз художников не признавал их искусства, они были лишены возможности показывать свои произведения в выставочных залах, критики не писали о них, музейные работники не посещали их мастерских.
«Мне совершенно не нужно выставляться сейчас. Вот через полвека мне будет крайне интересно показать свои работы. Сегодня я окружен такими же дураками, как я сам. Они понимают не больше меня. Люди пишут, чтобы что-то осмыслить. Рукой художника движет не стремление выставиться, а желание рассказать о пережитом. Когда картина написана, дальше я над ней уже не властен. Она может остаться живой или погибнуть. Мои картины – это мое письмо в бутылке, брошенной в море. Может, эту бутылку никто никогда не поймает, и она разобьется о скалу».
Николай Вечтомов «Дорога», 1983
«Моя жизнь – это создание собственного художественного пространства, которое я всё время стремился обогатить и для этого многое пробовал. Я понял, что каждый из нас всегда наедине с катаклизмами ХХ века.»
«Мы живем в темноте и уже свыклись с ней, вполне различаем предметы. И все же свет мы черпаем оттуда, из сияния закатного Космоса, он-то и дает нам энергию видения. Поэтому для меня важны не предметы, а их отражения, ибо в них таится дыхание чужеродной стихии.»
Владимир Немухин «Незаконченный пасьянс», 1966
«В 58-м году я начал делать свои первые абстрактные работы. Что такое абстрактное искусство? Оно давало возможность порвать сразу со всей этой советской действительностью. Ты становился другим человеком. Абстракция это, с одной стороны, как бы искусство подсознания, а с другой — новое видение. Искусство обязано быть видением, а не рассуждением».
Читать полностью: https://rus.ruvr.ru/2012_09_08/Nonkonformizm-Istorija-russkogo-iskusstva-v-15-kartinah/
P.S. Понравился материал? Нажмите на кнопки ниже и расскажите друзьям.